Natalia Barsova (barsovy_travels) wrote,
Natalia Barsova
barsovy_travels

первый класс немецкой школы, итоги

Под обсуждения у большинства русских друзей о грядущем первом классе, я могу написать наконец, что у Владика первый класс позади, и немножко рассказать по его итогам.
Расписание школьных и каникулярных дней в Германии не единое на всю страну, а зависит от земли, в Баварии "первое сентября" - на самом деле 12е или 13е. Летние каникулы длятся 6 недель, и летняя четверть закончилась всего только 27го июля, но в течение учебного года каникул больше: неделя осенних, две недели рождественских, неделя масленичных, две недели пасхальных и две недели на троицу в начале июня. Надо сказать, что в летнюю четверть особой нагрузки я не заметила, у Владика были то экскурсии, то выезды, то спортивный праздник все эти полтора месяца.

В нашей началке, как и во многих других в Баварии, есть два вида классов: обычные и классы полного дня (Ganztagsklasse). В обычном классе 4 или 5 уроков в день, до 11.20 или 12.20 и домашнее задание остается на откуп родителей или продленки, в классе полного дня занятия до 15.30, помимо тех же 24х обязательных уроков в неделю, у них есть часовая прогулка, обед, дополнительная музыка, спорт и часы на самостоятельную работу, т.е. домашку задают уже только на выходные. Мы долго колебались, но опыт детского сада показывал, что пребывание в коллективе весь день Владику дается тяжело, и в итоге я записала его в обычный класс. После окончания уроков он ходил в Mittagsbetreuung, продленку, работающую до середины дня, 14.30, где его кормили обедом, была возможность погулять, помастерить и поделать уроки, но организованно с ними там с домашкой не сидят. Такой вариант оказался для Владика вполне оптимальным - после продленки он был еще вполне вменяем, уроки частенько делал там по собственной инициативе, зная, например, что во второй половине дня будет футбол или встреча с друзьями. Я слышала, что некоторые учителя прямо запрещают помогать ребенку делать уроки, наша учительница советовала нам не наседать с этим, но периодически приглядывать, подсказывать иногда ошибки в формулировке "я вижу ошибку там-то, ты ее сам найдешь?". Примерно так у нас и получалось, еще я научила Владика пользоваться онлайн-словарем, чтобы сверять написание и рода существительных, но подумываю ему для практики купить бумажный словарь.

Уроки распределялись так: 16 часов так называемый General Unterricht, общий урок, который ведет классная, сама распределяя время между письмом, чтением, математикой, два HSU (типа окружающего мира), 2 спорта, 1 труд и 2 религии или этики, кто что выберет.

Писать в первом классе учили печатными буквами в тетрадке и в специальных прописях, с очень милыми домиками в началах строчек, домики с крышей и подвалом, чтобы знать какая часть буквы где живет.
Вот как все начиналось:



А вот уже конец года, последние буквы и отработка дифтонгов.



Над буквой - слова, на нее начинающиеся



Помимо прописей был учебник с тетрадкой, в нем занимались звуковым анализом (в какой части слова слышится звук, разделение на слоги, записывать слова как анаграммы), отработкой правописания, частями речи, числом существительных. И самое для меня интересное - была тетрадка для сочинений, где начиная с осени дети регулярно писали как они провели выходные, а потом еще изложения, пересказы историй.

Начало. "Мои каникулы. Мы были в Вене. Мы много". Уже через месяц все становится куда интереснее: "Выходные. Я был в Будапеште и катался на колесе обозрения. Это было здорово. Но на высшей точке немного страшно". Орфографические ошибки уж не буду передавать, но тут Владик еще не осознал окончания "er" и пишет его как говорит "a", исправилось это быстро. Последний листик - чисто посмеяться, сочинение "Что ты делал на уроке спорта", Владик пишет "На уроке спорта я ничего не сделал".



Уже к Рождеству сочинения становятся куда длиннее и разнообразнее. "На рождественские каникулы к нам приезжала бабушка. Было много подарков, и от бабушки тоже. Мы были в Вассербурге, а еще в Ротенбурге. В Ротенбурге было много красивых домов. Я с подругой посмотрел Три Орешка для Золушки".



"Мы были в театре, а потом к нам в гости пришло пять человек. Были торты. Еще было печенье. Еще были фрукты. Мы играли в 7 чудес, и в этот раз папа не выиграл". Обычно папа выигрывает, поэтому то, что он не выиграл - событие, достойное занесения в сочинение. "Мои пасхальные каникулы. Мы были в России и там много ходили в гости. Это было здорово. Мы ночевали в гостях у друга. В 6 часов нас забрал папа друга. В 11 вечера мы были...". Интересно, почему-то Владик не дописал. Но смешно, что все музеи и мастер-классы, на которые мы их таскали в пасхальные каникулы, перед ночевками у друзей померкли.



Помимо этого учительница их стимулировала в таком же духе писать друг другу письма, Владик мне показал парочку от одноклассников, в которых они описывают выходные и строят совместные планы, а вот его недописанный шедевр обращенный учительнице, с которой они, кстати на "ты" но по фамилии. "Дорогая фрау Бельфельд, ты очень милая. Я узнал много нового, например, маленькие буквы. Мне нравится математика. Но письмо мне дается трудновато [тут он очень изящный оборот на немецком употребил - NB]. Школа мне нравится".



У Владика в классе 21 человек (было 22, одна девочка ушла в частную школу), из них девочек - 7. Так что с девочками он практически и не общается, два его лучших другана в школе - те, кто были с ним в детском садике, оба высидели в саду по сути лишний год по просьбе родителей (дни рождения в мае и в октябре), и это прям ощутимо видно, как они доросли до учебы. В Германии по ощущениям меньше любят засовывать в школу пораньше, и "Kannkinder" - дети с днем рождения осенью - очень редко идут в школу в неполные шесть, по крайней мере по выборке нашей школы, я и не знаю никого, всех, кого я знаю, оставляли до почти семи, и знаю специально оставленных на лишний год весенних детей тоже.

Математика у Владика, ожидаемо, трудностей пока не вызывает, и то, чему он учился весь этот год - по сути, аккуратно выражать свое понимание. Они занимались арифметикой в пределах 20ти, много - устным счетом (на пальцах Владик считать перестал), и было много очень хороших логических заданий на ориентацию в пространстве, положение предметов, про вероятность событий, последовательностей, учились считать деньги. Для особо быстрых на листочках, которые им давали, часто были "Königsaufgabe" - королевские задания. Тут я меньше снимала, потому что нечего особо, нашла вот какую-то идеальную контрольную, уже ближе к концу года, по ней примерно понятен уровень.



Иногда конечно, считать в десятке становилось скучно, и тогда получалось вот так. Но за это не ругали :))



На труде они много рисовали, сделали родителям календарь дней рождений и отличную раскладушку про собственную неделю.







Про HSU и спорт Владик мне как-то совсем мало рассказывал, напишу еще про религию. Мы выбрали "евангелическую" религию, по собственному исповеданию, и эти уроки были по сути как воскресная школа, они читали разные библейские истории, изучали карты тех времен, выучили "Отче наш" и несколько песен. В общем, обычное содержание воскресной школы, преподносимое ровно так, как я сама его когда-то преподносила, бояться абсолютно нечего.

Владик в школе, тьфу-тьфу-тьфу, прилично себя ведет, ему всего один раз пришлось заполнять штрафной листок за поведение - за то, что ходил по тетрадке одноклассника. Вот как выглядела штрафная работа, под которой я должна была расписаться.



Оценок в первом классе нет, выдают Zeugnis - табель со словесными характеристиками, в котором прошаренные родители умеют читать между строчек, и те наши знакомые немцы, которым Владик свой табель показывал, восхитились прочитанным. Владикова характеристика начинается очень забавно со слов "Der freundliche Schüler Vladislav Barsov..." - "Дружелюбный ученик Владислав Барсов". Последний день учебы в школах сокращенный, и в городе и в окрестностях множество акций, для получивших табели, о которых я в этом году ничего не знала. Владик со своим табелем шикарно выступил, очень в своем духе - когда мы с ним встретились после продленки, он радостно объявил мне, что "Табель очень хороший, но у меня его нет". Дальше была немая сцена, пробежка до школы, встреча с директрисой, которая уже собирала сумку на выход, красноречиво-косноязычное убеждение ее открыть нам запертый владиков класс, в котором, заткнутый под парту, незамеченный уборщицей, нашелся-таки забытый табель.

В общем и целом, Владик очень вырос в самостоятельности за первый класс. Он вообще от природы рассеянный человек, из тех, кто застревает с одной штаниной на ноге в процессе одевания и так далее, но за этот год он научился с утра собираться в школу сам, следя за временем, добираться до нее и из нее самостоятельно (800 метров на самокате без переходов дороги), нигде не застревая по дороге, самостоятельно вспоминать про домашние задания и их делать (редкие исключения были, когда было задано много писать прописей, тогда он иногда "сливался", и требовался контроль), даже про флейту периодически вспоминает сам. И тренер на футболе специально мне отметил на празднике окончания сезона, что Владик раньше ловил ворон, а теперь он "immer dabei" - всегда присутствует на игре. Я не уверена, что это прям видно из моего поста, но прогресс в чтении, аккуратности почерка, правописании и письменной речи в целом более чем ощутим, причем из немецкого он вполне распространяется на русский. Русским мы весь год не занимались систематически, в русскую школу Владик не ходит, так что в русском правописании он остался примерно, где был, к счастью задел пока большой, но в следующем учебном году нам нужно с этой точки сдвинуться. В немецкой школе их во втором классе ждет письменный шрифт с чернильными ручками, Владик уже несколько раз закидывал удочку в плане письма по-русски, и теперь, как мне кажется, он уже к этому готов. Я пока не могу определиться, буду ли я все-таки таскать его в русскую школу - это еще нужно найти такую, чтобы полностью нас устраивала, или мы осилим систематические занятия русским дома, возможно с привлечением онлайн-обучения.

А еще вместе со вторым классом приближаются оценки. Посмотрим, как оно пойдет.
Tags: Владик 6-7, Германия, лук и стрелы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments